Оснастка зимней удочки

Свинцовые мормышки для оснастки зимних удочек.На фотографии слева изображены свинцовые мормышки. Такими тяжелыми приманками можно оснастить летнюю или зимнюю удочку для ловли рыбы на сильном течении и большой глубине.

Пример оснастки зимней удочки для ловли на сильном течении показан на фото под заголовком материала предыдущей страницы. Там же начинается статья "Оснастка зимней удочки". Здесь напечатано ее продолжение.

Обычно в периоды неважного клева рыбы многие рыбаки выше тяжелых мормышек привязывают на поводке легкую приманку или крючок, что может увеличить уловистость зимней удочки.

Но в случае простой замены в оснастке зимней удочки тяжелой мормышки на приманку меньшего веса, на леске могут проявиться кольца остаточной деформации наподобие тех, что бывают на сильно растянутой стальной пружине. Потерявшей в воде часть своего веса легкой приманке становится просто не по силам вытянуть леску в прямую линию.

В этом случае при перемещении в вертикальном направлении намного увеличивается площадь боковой поверхности лески, которая будет испытывать также и заметно большую силу сопротивления ее перемещению в воде, некоторыми рыбаками (не совсем правильно) называемую силой трения.

По сути дела колебания пружины кивка, которым оснащена наша зимняя удочка, будут в большей степени изменять форму деформации лески, и в минимальной - воздействовать на колебания приманки.

Получается, что при оснастке зимней удочки легкой мормышкой, приманка в ловле рыбы становится практически пассивной, так как колебания пластины кивка могут полностью погаситься растянутыми кольцами деформации лески. Причем, воздействие этого неприятного фактора возрастает пропорционально увеличению ее длины, то есть глубине ловли.

А если к оснастке зимней удочки слишком легкой мормышкой добавить еще такие явления, как наличие течения на водоеме и постоянное подмерзание воды в лунке, налипание снега на поверхности лески при укладывании ее на лед и т. д., то все эти факторы становятся непреодолимым препятствием для нормальной работы снасти с маленькой по массе мормышкой.

И лучше было бы оставить оснастку удочки такой, какой она была до перевязывания приманки. Во всяком случае, толку от нее будет больше.

Дополнительным материалом о правильной оснастке зимних удочек можно поинтересоваться в статье Кивки своими руками. Если вы перейдете на страницу по ссылке, то в средине текста статьи обратите внимание на картинку с примерами оснасток зимних удочек. Тогда будет более понятно, о чем выше шла речь.

Получается, что замена лески на зимней удочке на более тонкую - мера вынужденная: оснащаешь удочку мормышкой меньшей массы, будь добр, оснасти шпулю ее катушки леской меньшего диаметра.
Поэтому рыбаку не помешало бы возить с собой 4 – 5 удочек, настроенных на все случаи жизни.

Что же касается общего понятия оснастки зимней удочки, то уловистую компоновку снасти можно рассматривать только в правильно подобранной связке: масса мормышки - диаметр лески - чувствительность кивка и именно в такой последовательности.

Правильно подобранные выше перечисленные составляющие и определяют понятие о грамотной оснастке зимней удочки.

Но рыбаки, как правило, находят другой выход.
А именно, по выше названным причинам, перевязывая на леске мормышку на приманку меньшей величины, они стараются не потерять в ее весе в воде.

Сделать это можно только, оснащая леску на зимней удочке мормышками, изготовленными из металлов, обладающих большим и запредельным удельным весом.

И если бы все после этого было так хорошо, то самые богатенькие из нас давно бы рыбачили на приманки, выполненные из чистого золота или даже из еще более тяжелой платины. Но любая палка бывает о двух концах. Поэтому, очень рекомендую вам дочитать до конца эту статью.

Боковой кивок для оснастки зимних удочек

Давайте возьмем настроенную удочку, оснащенную свинцовой мормышкой. А леску другой точно такой же зимней удочки оснастим вольфрамовой приманкой такой же формы. Только привяжем мормышку из чистого вольфрама, а не из порошковых суррогатов, которые нам всучивают промышленники.

Учитывая то, что обе мормышки должны в одинаковой степени натянуть леску одинакового диаметра, вес в воде обоих мормышек должен быть равным. Но, принимая во внимание то обстоятельство, что удельный вес вольфрама почти в два раза больше, чем у свинца, объем вольфрамовой мормышки (грубо) будет в два раза меньше.

Поэтому сила, противодействующая передвижению в воде вольфрамовой приманки, тоже раза в два будет меньше. А значит конечную скорость, которую она сможет набрать при колебаниях пружины кивка, будет уже намного больше, чем сможет набрать свинцовая мормышка.

Вы ведь со мной согласитесь, что скорость автомобиля 200 и 100 км/час - это не совсем одно и то же. Вот примерно в такой пропорции будут набирать скорость при колебаниях пружины кивка свинцовая и вольфрамовая приманки, если не углубляться в дебри гидродинамики.

Давайте на этой скоростной ноте продолжим наши рассуждения об оснастке зимних удочек разными по удельному весу мормышками.

Благодаря своему большому удельному весу (если он еще заслуживает благодарности), малообъемная приманка при колебаниях кивка развивает большую скорость, чем ее сможет развить самодельная мормышка из свинца или припоя.

В результате чего, при смене направления движения пружины кивка, вольфраму потребуется большее время для того, чтобы погасить свою скорость. У малообъемной тяжелой мормышки накапливается большая величина инерции движения.

Допустим, при опускании пружины кивка вольфрамовая приманка за счет своего веса набрала какую-то скорость, растягивая до определенной величины леску. Далее пружина, дойдя до заданной нижней точки изгиба, начнет отрабатывать свой размах в верхнем направлении.

В этом случае мормышка не сможет моментально отработать вслед за пружиной смену направления своего движения. Она за счет набранной под собственным весом скорости, а значит и энергии, будет продолжать опускаться вниз, при этом дополнительно растягивая леску до тех пор, пока ее скорость не упадет до нуля.

Дополнительному растяжению лески с другой стороны вольфрамовой мормышке будет помогать идущая вверх пружина кивка. В результате чего леска превращается в еще одну довольно-таки мощную амортизационную величину, которая совместно с пружиной кивка создаст приманке на подъеме разгонную скорость, которая по величине намного превысит ту, что ей смогла бы задать только одна пружина кивка.

То есть при подъеме на мормышку начинают действовать две силы: немалая сила упругости, препятствующая растяжению лески, и сила подъема, развиваемая работой кивка. Поэтому приманка резко наберет скорость при подъеме и в результате по фазе своего движения начнет опережать фазу изгиба пружину кивка.

Затем в какой-то момент скорость мормышки падает до такой величины, что кивок в состоянии подхватить ее в своем движении, дальше задавая приманке свою скорость подъема.

Несколько другая картина наблюдается после того, как пружина кивка, поднявшись до верхней точки, начнет отрабатывать полупериод своего изгиба вниз. За счет инерционного разгона мормышки на леске образуется слабина, а приманка, из-за набранной на подъеме скорости, будет не в состоянии в этот промежуток времени отслеживать ход движения пружины.

Продолжаться это будет до тех пор, пока мормышка на подъеме полностью не потеряет свою скорость и не провалиться под своим весом вниз до того уровня, до какого ей даст упасть положение пружины кивка, занимаемое ей в данный момент в пространстве. В результате вместо плавных колебаний мы можем наблюдать на леске зимней удочки непонятные рывки приманки.

Я ведь, рыбак, совсем не утверждаю, что так совершают колебания в воде только мормышки из вольфрама или из еще более тяжелых металлов. Из-за этого явления страдает работа зимних удочек, оснащенных и свинцовыми мормышками, но в гораздо меньшей степени.

Именно из-за своего большего объема они набирают меньшую скорость и с меньшими искажениями способны отслеживать фазы колебаний пружины кивка. Поэтому в оснастках моих летних и зимних удочек вы не увидите вольфрамовых мормышек, хотя выводы из всего выше сказанного делать лично вам.